Статьи и новости
Главная     Статьи и новости    Услуги     Запуск речи у Детей

Запуск речи у Детей

Запуск речи у Детей

На что следует обратить внимание?

Для начала познакомимся с самим понятием алалии. Под этим медицинским термином понимается недоразвитость либо полное отсутствие речи у детей. Патология обычно спровоцирована поражениями отделов головного мозга, отвечающих за речевые функции. В большинстве случаев, алалия развивается внутриутробно либо в течение трёх лет после рождения малыша.

Проявляется заболевание тем, что ребёнок не разговаривает, даже при занятиях. В частности, такие дети могут не говорить до 10-12 лет. Кроме того, при алалии у пациентов скудный словарный запас, нарушены лексико-грамматические и фонетико-фонематические процессы: отсутствует связанная речь.

Обращаться к специалисту в Дзержинск нужно при проявлении таких симптомов:

  • Ребёнок издаёт несвязанные между собой звуки (лепетные цепочки), которые не трансформируются в слова;
  • Отсутствие интонационно-ритмической речи к 1.5 -годовалому возрасту;
  • К 3 годам малыш не понимает обращённую к нему речь, даже если используются односложные предложения;
  • Проявление глухоты либо тугоухости;
  • Ребёнок разговаривает на собственном диалекте – так называемый «птичий» язык.

Здесь важно понимать, что чем раньше начнётся коррекция, тем проще будет исправить имеющиеся нарушения.

Почему происходит нарушение речи?

Чаще всего речь идёт о совокупности факторов биологического и социального характера.

Среди биологических факторов можно выделить:

  • Тяжёлые либо противоестественные роды, например, проведение кесарева сечения;
  • Кислородное голодание плода;
  • Травмы, полученные новорожденным при родах;
  • Ушибы головы, полученные в раннем возрасте;
  • Последствия инфекционных заболеваний, особенно протекавших с осложнениями.

Среди социальных причин можно выделить отсутствие контакта между малышом и родителями. Например, когда с ребёнком практически не разговаривают и не берут на руки, осуществляя лишь обязательный уход. Помимо этого, такие патологии развиваются у детей, воспитывающихся в семьях, где разговаривают на нескольких языках.

Как классифицируются нарушения?

У логопедов такие патологии называются ОНР – общие нарушения речи. Однако это общий диагноз, объединяющий все проблемы с речевыми функциями у детей. Поэтому для постановки более точного диагноза используется дополнительная классификация.

Например, сам диагноз ОНР делится на четыре типа. Первый считается самым лёгким, указывает на полное либо частичное отсутствие речи, либо её затруднённое понимание. Четвёртый тип может встречаться у детей с ДЦП или умственной отсталостью.

Помимо этого, само заболевание можно условно разделить на две группы:

  1. Алалия. При постановке такого диагноза ребёнок не разговаривает или не понимает устную речь – моторный и сенсорный тип соответственно.
  2. Афазия. Такая патология встречается не только у детей, но и у взрослых. В отличие от алалии, здесь проблема кроется в поражении определённых участков головного мозга. В результате пациент плохо разговаривает или не воспринимает обращённую к нему речь.

Учитывая, что для качественной коррекции важно понимать причины патологии, поэтому постановкой диагноза должен заниматься только квалифицированный специалист.

Как оказывается логопедическая помощь при сенсорной алалии?

Логопедическая помощь оказывается с учётом состояния пациента и типа нарушения речевой функции. При этом работа ведётся через тактильное, слуховое, зрительное вкусовое и обонятельное восприятие. Методика комплексная, и условно подразделяется на три стадии коррекции.

Первая стадия

Сразу нужно отметить, что при речевой коррекции используются те же методики, что и для работы с глухими и слабослышащими детьми. Однако сам подход несколько меняется. В частности, пациенты с алалией слышат звуки, просто испытывают сложности с их восприятием или воспроизведением. Поэтому на первом этапе составляется план работы с конкретным пациентом. Здесь налаживается зрительный и тактильный контакт. Без этого коррекция просто невозможна.

Вторая стадия

На этом этапе формируются коммуникативные навыки. Здесь развиваются мимические функции, и занятия проводятся в игровой манере. Например, логопед показывают какие-либо действия: кормит куклу сажает её за стол, проговаривая при этом каждое действие. Ребёнок в свою очередь повторяет эти действия, копируя мимику специалиста.

Также хорошо формируют коммуникативные навыки совместные игры: кубики, конструктор и пр. Речь на этом этапе минимальна, и обычно строится на односложных предложениях.

Третья стадия

На этой стадии стимулируется интерес пациента к речевым и неречевым звукам. Суть сводится к выстраиванию звукового сопровождения к различным изображениям. Каждая картинка разбирается фонетически и составляется предметный словарь. Это ключевой этап коррекции, на котором формируется умение разговаривать, анализировать свою речь и воспринимать её от посторонних.

Как корректируется моторная алалия?

Здесь помощь логопеда основывается на запуске речевых функций. На подготовительном этапе пациента подводят к самостоятельному воспроизведению с контролем высоты, тональности, ритма. Достигается результат за счёт напева гласных звуков: изолированно или в составе слогов.

Параллельно проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика. Далее формируется словарный запас, вырабатываются навыки союзной и фразовой речи. Как и в случае с сенсорной алалией, коррекция проводится по нарастающей: от простого к сложному.

Прогнозирование и коррекционные меры

При алалии крайне важно как можно быстрее начать занятия с логопедом. В идеале, коррекция должна проводиться сразу после постановки диагноза. Затягивая с обращением к специалисту в Дзержинске, следует помнить, что недоразвитость речи не проходит сама. При этом патология постоянно прогрессирует, что затрудняет коррекцию на поздних стадиях.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.